Исторический обзор школьной парты

Ни для кого не секрет, что каждая категория мебели имеет свое предназначение. В ее внешнем виде, геометрии и материалах, а также декоре выражена и функциональная составлящая. В школьной мебели она также выражена, как медицинской, офисной или домашней мебели. Однако к школьной мебели есть свои специальные требования, учитывая, что за партой сидят дети, осанка которых только формируется, а также и то, что экологическая норма в такой мебели должна быть выше чем в любой иной.

Вообще издавна были придуманы учебные столы, где было удобно сидеть и не отвлекаться на ненужное. Как часто и бывает парта появилась не сразу. Вначале был придуман прообраз письменного стола, а сам стол появился значительно позже.

Например, греческие дети учились, сидя на отдельной скамейке, при этом для письма применяли так же как в Египте дощечку.

В средневековый период истории цивилизации ученики во многих странах собирались уже в классы. Для класса мастерили деревянную мебель от производителя как правило, весь класс использовал большой по площади стол, вокруг которого рассаживались ученики. Это уже значительно ближе по смыслу к школьным партам. В позднее средневековье появились так называемые подставницы. Они напоминали парты современного типа. Однако учиться за таким столом приходилось стоя.

В России, со второй половины 19 века, особенно после отмены крепостного права начался процесс повсеместного обучения грамотности. В тот период массово возникали новые школы, разрабатывались программы для обучения, учитель тогда был значимой фигурой в российском обществе. Но при этом парт еще не было и ребята учились за обычным столом на стульях или скамейках. 

В общем не только этот вид мебели стал производится повсеместно, но интерьерные комплекты все чаще украшали дома. Сначала богатых людей, потом уже и всех остальных.

В мире повсеместно с ростом числа школ и развития образования медицина отмечала, что у детей падает зрение, искривляется позвоночник, возникают проблемы с дыханием и моторикой. Подозревать стали школьную мебель и небезосновательно! Тогда то и возникла мысль, что для сохранения здоровья нужна специальная продукция и технологические операции, которые не способны оказывать негатив на здоровье. Так появилась идея школьной парты как предмета мебели для учебного процесса. 

В 60-е г.г. XIX века в Цюрихе была издана монография «Ребенок и школьный стол», где был поставлен вопрос о том, что неуспеваемость детей связана напрямую с некомфортной средой, в которой протекает обучение. В этой же монографии впервые был показан вариант школьной парты, где скамья и стол были объединены в единую конструкцию. Этой работе доктора Фарнера европейские просветители были обязаны улучшением мебели и успеваемости учеников в конечном счете.

Там же в Швейцарии 10 годами позже были произведены улучшения конструкции учебного стола. Это сделал Эрисман, он создает парту для одного школьника, похожую на парту Фарнера, но имевшую несколько конструктивных отличий. Сидя за такой партой, у ученика практически отсутствовала вероятность сутулиться и отклоняться от стола. За такой мебельной конструкцией учебный процесс протекал гораздо более удобно и плодотворно, однако был и минус, к которому можно было привыкнуть - вынужденная неподвижность ученика. Но в остальном парта была прогрессивным изделием.

В России изобретатель Коротков доработал парту Эрисмана. Не сказать, что он сильно дополнил парту с точки зрения пользы для здоровья, но определенные удобства в мебель привнес, без сомнения. Первый момент: парты стали двухместными. Далее, изобретатель придумал конструкцию откидной крышки у учебного стола, чтобы школьникам было легче подниматься. Кроме того, он предложил сделать к партам крючки для портфелей и сумок, а под столешницей благоустроил небольшое пространство для учебников и тетрадей. После этого изобретение было запатентовано и запущено в массовое мебельное производство в России.

Во многом данная мебель для учебных заведений сохраняется и до наших дней. Разве что выглядит современно и более эстетично.