Производство мебели в России на стыке веков

Последняя четверть девятнадцатого века и начало двадцатого запомнилась индустриализацией страны. Государство форсировало процессы концентрации и консолидации в различных жизненных областях. В архитектуре активно используется металлы и бетон, что подтолкнуло строительство зданий в стиле, который получил название Модерн. Этот стиль был очень яркий и самобытный, и оставил свой неизгладимый след в культуре России и Европы на рубеже веков. 

Элементы стиля стали широко использоваться в дизайне интерьеров и мебели, что поддерживалось различными кругами деловых людей, инженеров и творческой интеллигенцией.

До этого мебель изготавливалась массово на фабричных производствах, в мастерских, опираясь на традиционные каноны и фантазию мастеров. В России того периода шли поиски новых стилей, к процессу подключились известные архитекторы и художники. В начале ХХ века главенствовал национальный романтический стиль русского модерна, проводниками которого с 1880 года стали мебельщики Абрамцево, а в начале века переместившийся в Талашкино, где во владениях княгини Тенищевой было открыто художественное объединение.

Влияние европейского модерна на российскую мебель

Многие русские производители мебели ориентировались на разные направления европейского модерна, такие как франко-бельгийский стиль «ар нуво», австро-германский «югендштиль» и на разработки других стран. Большинство европейских стилей модерн, чаще всего, опирались на свои традиции, но наши мастера адаптировали европейские варианты мебели и перерабатывали иностранные прототипы под требования российского рынка. Стоит отметить, что многие производители беззастенчиво копировали образцы европейской мебели, выбирая наиболее востребованные изделия из каталогов и прейскурантов.

Наряду с модерном, в начале двадцатого века стало модным возрождение традиций русского классицизма, сформулированного, как «неоклассицизм». Это течение совместилось с модерном, но убрало свойственную модерну стилизацию и пришло к копированию мебели в стиле русских усадебных интерьеров начала XIX века, которые стали модными на волне празднования 100 лет победы в Отечественной войне 1812 года.

По своему менталитету русские просвещенные круги в целом остаются консерваторами, поэтому в годы предшествующие революции, финансово обеспеченные люди не стремились соответствовать мебельной моде, а предпочитали привычную солидную меблировку. В богатых домах традиционно предпочитали шкафы, кресла, столы и стулья в роскошно оформленных стилях ампир или Людовика XIV, но адаптированный к современным материалам и технологиям модерн в архитектуре, дизайне интерьеров, мебельный модерн и сегодня находит своих адептов.